cherepanovhellp (cherepanovhellp) wrote,
cherepanovhellp
cherepanovhellp

Похмельное кино. Фанни и Александр

14 июля великому шведскому режиссеру могло бы исполниться целых сто лет. Работаем на опережение и смотрим один из последних его художественных фильмов Fanny och Alexander (у нас перевели Фанни и Александр) 1982 года. Картина существует в двух вариантах - телесериал и полнометражка для кинотеатров. Лучше смотреть полную версию. Фанни и Александр стал большим хитом в мире и заполучил много наград. В его копилке приз Венецианского кинофестиваля, премия Сезар, Золотой глобус, четыре Оскара (лучший фильм на иностранном языке, лучший оператор, лучшие декорации и лучшие костюмы) и много чего еще. Стоит ли смотреть это кино солнечным летним днем? Безусловно!

фото: http://www.filminstitutet.se/sv/fa-kunskap-om-film/ta-del-av-filmsamlingarna/filmer/fanny-och-alexander/
Действия фильм разворачивается между с 1907 по 1910 года. В центре истории - судьба семейства Экдаль, показанная глазами сестры и брата Фанни и Александра.
Как-то странно рассказывать о сюжете фильме, потому что это именно тот случай, когда нужно садиться и наслаждаться эстетикой картины. Каждый кадр тут является произведением искусства. Это тот случай, когда титанический труд мастера можно разглядеть в мельчайших деталях. Вот он репетирует с актерами, пишет пометки на полях сценария, делает очередной дубль, помогает с расстановкой мебели, кричит на оператора. Фанни и Александр - эта ода кинематографу и жизни как таковой, так как в сюжет вплетены частички биографии самого Бергмана.

Фильм вообщем-то о детстве и взаимоотношениях внутри семьи. Разберем структуру. В первом акте нам показывают счастливое семейство Экдаль - спокойная Анна, фантазер Александр, любящие мать и отец, бесконечные родственники и друзья. Символом идилии выступает Рождество, ведь это время, когда вся семья собирается вместе. Переломным моментом является смерть отца семейства Оскара Экдаля. Дети становятся сиротами и впереди их ждет неизвестность. Через год Эмили, мать Фанни и Александра, выходит замуж за епископа Эдварда Вергеруса и отказывается от прошлой жизни. Внимательный зритель моментально сможет заподозрить, что холодный взгляд епископа и чрезмерная влюбленность Эмили не приведут ни к чему хорошему. Вторая половина второго акта проходит в атмосфере тотального контроля семейства епископа над Фанни, Александром и Эмили. Юный Александр единственный бунтует и бросает вызов властолюбивому Эдварду, но епископ быстро подавляет стремления подростка к свободе. Эмили тоже понимает, что счастья с новым мужем не будет и подумывает о разводе, но закон на стороне епископа. К тому же Эмили беременна. Кризисная ситуация! Казалось бы впереди один только мрак. Но к концу второго акта появляется друг семейства торговец Исак Якобе и тайком вывозит детей. В третьем акте Эмили подсыпает епископу снотворное и убегает. В доме Эдварда случайно происходит пожар и он умирает. Семейство Экдаль снова свободно и празднует новую жизнь с родственниками.
Бергману удалось интересно рассказать историю семьи Экдаль во многом благодаря оператору Свену Нюквисту, с которым он уже давно сработался. Неспешный ритм повествования постепенно втягивает зрителя в историю. Тут работает каждая деталь, создавая атмосферу фильма. Фанни и Александр не является картиной для европейского зрителя, она работает на всех. Именно поэтому американская киноакадемия настолько прониклась ей. Пора и в России насладиться мастерством Бергмана.

Tags: #кино, #рецензия, #фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments